Развитие компьютерной техники привело к повсеместному распространению информационно--коммуникационных технологий, что не могло не сказаться на формах и методах обучения. Доступность ПЭВМ позволяет решать различные задачи, связанные с написанием программ, созданием компьютерных моделей, проведением вычислительного эксперимента. На практических занятиях и лабораторных работах, проводимых в компьютерных классах, студенты, осваивая основы программирования, создают несложные компьютерные программы, что способствует развитию их творческих способностей, дает возможность проявить себя. Преподаватель, формулируя проблему, может предложить программу, решающую аналогичную задачу, для того, чтобы студент на ее основе написал свой вариант программного кода. При выполнении курсовых и дипломных проектов также возможно и целесообразно создание и исследование компьютерных моделей изучаемых явлений, решение уравнений и их систем, математическая обработка результатов измерений. В книге "Задачи, алгоритмы, программы" проанализированы некоторые задачи по программированию, компьютерному моделированию и информатике. Представленные компьютерные модели физических или биологических явлений могут быть использованы для проведения учебного вычислительного эксперимента, под которым автор предлагает понимать упрощенные варианты научного вычислительного эксперимента, адаптированные к условиям обучения. В процессе выполнения учебного вычислительного эксперимента учащиеся изменяют параметры исследуемых систем, характер и силу внешних воздействий, начальные условия и "наблюдают", как при этом меняется отклик системы, характер исследуемых процессов. Все это позволяет изучить динамику изменения различных величин, характеризующих данное явление, сформировать его наглядный образ. Учебный вычислительный эксперимент следует рассматривать как дополнение к учебной теории и учебному натурному эксперименту. Уже большe 10 лет я занимаюсь преподаванием ряда информационных дисциплин ("Информатика" (1 курс), "Компьютерное моделирование" (3 курс), "Теоретические основы информатики" (5 курс)) на факультете физики, информатики и математики Глазовского государственного педагогического института. Вместе с этим руковожу выполнением курсовых работ по физике и информатике. Компьютерные программы, рассмотренные в настоящей книге, позволяют студентам и учащимся понять соответствующие вопросы программирования, компьютерного моделирования, теоретической информатики. Следует иметь ввиду, что многие из рассмотренных задач хорошо известны и проанализированы в научной и учебно-методической литературе. Список использованных книг представлен в конце пособия. В этих книгах, как правило, рассмотрены основные идеи решения той или иной задачи, но не представлены программы. Настоящее пособие содержит тексты программ, что облегчает их использование в условиях обучения. Почти все программы написаны на языке Паскаль (среды Free Pascal и Borland Pascal 7.0), некоторые -- на языке Basic. Эти языки программирования изучаются в школе и вузе и поэтому понятны всем, кто занимается программированием. Автор выражает благодарность преподавателям ГГПИ, в той или иной степени способствовавшим выполнению этой работы, и отдельно доктору физико-математических наук профессору кафедры физики и дидактики физики ГГПИ В.А. Саранину за ее рецензирование. Настоящая электронная книга представляет собой новый информационный продукт, охраняемый законом об авторском праве. При ее использовании необходимо ссылаться следующим образом: Майер Р.В. Задачи, алгоритмы, программы. -- [Электронный ресурс]. -- Режим доступа: http://maier-rv.glazov.net или http://komp-model.narod.ru.ВВЕРХ
|